Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:
- приставочный, или префиксальный;
- суффиксальный;
- приставочно-суффиксальный;
- постфиксальный;
- приставочно-постфиксальный
и др.
Приставка — словообразовательная морфема
Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.
Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum < prae — «впереди» , fixus — «прикрепленный») буквально значит «прикрепленный впереди».
Например, глагол «выучить» образован от однокоренного слова «учить» с помощью приставки:
Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения. Особенно это ярко проявляется в словообразовании глаголов.
Сравним:
- бежать → убежать;
- бежать →прибежать;
- бежать → отбежать;
- бежать → сбежать;
- бежать → набежать и т. д.
Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.
Сравним:
- ходить → выходить;
- ходить → входить.
Как определить приставочный способ словообразования?
Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:
- лечение — излечение;
- стройка — перестройка;
Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:
- лечить → излечить → излечение;
- строить → перестроить → перестройка.
Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.
Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.
- При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
- Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.
Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.
Приставочный способ образования глаголов
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов. Приставки обозначают различные оттенки действия, уточняют характер их протекания, образуют от бесприставочных глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида.
Примеры:
- баловать → избаловать;
- седлать → оседлать;
- знать → узнать;
- ждать → подождать;
- моргать → заморгать;
- чертить → начертить;
- кликнуть → воскликнуть;
- чувствовать → почувствовать;
- видеть → предвидеть;
- быть→ прибыть;
- звать → созвать.
Почти от каждого глагола с участием различных приставок можно создать новые слова.
Приставочный способ образования существительных
С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
- текст →подтекст;
- общество → сообщество;
- дедушка → прадедушка;
- звук → призвук;
- город → пригород;
- мрак → сумрак.
Множество существительных с противоположным значением образует приставки не-, без-/бес-:
- друг → недруг (враг);
- правда → неправда (ложь);
- счастье → несчастье (горе);
- приятель → неприятель (противник);
- удача → неудача (провал);
- порядок → беспорядок.
Иноязычные приставки активно образуют новые слова:
- звук → ультразвук;
- агент →контрагент;
- компенсация →декомпенсация;
- ориентация → дезориентация;
- континент → субконтинент.
Приставочный способ образования прилагательных
Приставка, присоединяясь к имени прилагательному, образует новое слово этой же части речи.
Примеры:
- громкий → сверхгромкий;
- удалый → разудалый:
- огромный → преогромный.
Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:
1. нахождение поблизости, рядом с чем-нибудь:
- полярный → приполярный;
- арктический →приарктический;
2. усиление признака, повышенная степень качества:
- злой → презлой;
- странный → престранный;
- толстый →претолстый.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
- атлантический → трансатлантический;
- тропический → субтропический;
- моральный → аморальный;
- общественный → антиобщественный.
Префиксальный способ образования местоимений
Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
- кто → некто;
- что → ничто;
- какой → никакой;
- чей → ничей;
- сколько → несколько;
- что →кое-что;
- кто →кое-кто.
Приставочный способ и наречия
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:
- когда → некогда;
- где → негде;
- как → никак;
- откуда → ниоткуда:
- куда → кое-куда;
- когда → кое-когда.
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
- нельзя → донельзя;
- вне → вовне;
- ныне → доныне;
- даром → задаром;
- всегда → навсегда;
- совсем → насовсем;
- пополам → напополам;
- ныне → отныне;
- прочь → напрочь.
Здравствуйте! Я изучаю русский язык. Я сейчас пытаюсь понимать словообразование на русском языке, особенне с глаголами. Я недавно узнал что приставки производят глаголы именно совершенного вида из несовершенного вид. Итак, я стараюсь разбираться в том, что значит каждый из приставок. На интернете находятся многие списки значений, но я хочу лучше понимать их значения по способу носителя языка, более к тому, как понимать их в общих чертах, а не как они навсегда написаны на тыльной стороне ладони. Знаете ли Вы о лучше способе изучить эти приставки?
Для изучения русских приставок можно записать их по алфавиту, и в алфавитном порядке запоминать их постепенно, например, по две-три новые приставки каждый день. Для этого с изучаемой приставкой письменно образовать по 5 новых слов:
ходить — сходить;
писать — списать;
дать — сдать;
рисовать — срисовать;
лизать — слизать
Можно также русские приставки распределить на группы:
начинающиеся с гласных (о, об, от, у и другие)
приставки, обозначенные согласными или начинающиеся с согласных (в, к, с, перед, при, пре и пр.);
приставки, оканчивающиеся на буквы «з» и «с» (без-/бес, вз-/воз, вс-/вос-).
Аналогично с ними образовать новые слова и записать.
Как видите, без труда не выловишь рыбку из пруда, как говорит народная мудрость.
Изучая, например, английский язык, мы также запоминаем слова и обороты речи. Любое обучение происходит с помощью памяти.