Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор слова — это анализ, каким способом, с помощью какой морфемы оно образовано от однокоренного слова.

Выясним, как правильно выполнить словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора.

Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.

Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные и производные слова

Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:

  • приставки
  • суффикса
  • приставки и суффикса;
  • постфикса

и т. д.

Понаблюдаем:

небеса → поднебесный
земля → земляной → землянка
влага → влажный → увлажнить
близкий → приблизить → приблизиться

Определение
Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.

Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • красный → красноватый (слегка красный).

Производящая основа слова

В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:

чёрный → чернота
рука → ручной
красный → краснеть

Определение
Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.

Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.

Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».

Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.

Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.

Понаблюдаем:

ходить → приходить
приходить → приход  

Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.

Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.

По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.

Способы образования словПримеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков


пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек

Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:

  • ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
  • мир — примирение (мир → примирить → примирение);
  • холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).

Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.

Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.

Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:

монетка — корень/суффикс/окончание
монеткой — корень/суффикс/окончание

При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.

Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.

Монета → монетка

Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.

Пример 1

В наш город приехали2 артисты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. приехать — основа приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. ехать — производящая основа еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. приставочный способ образования.

Пример 2

На земляничной2 полянке полно душистых ягод.

  1. земляничной — н. ф. земляничный;
  2. земляничный — основа земляничн-
  3. земляника → земляничный;
  4. земляника — основа земляник-;
  5. земляника + -н- = земляничный;
  6. суффиксальный способ образования.

Пример 3

Хочется удесятерить2 свои силы.

  1. Удесятерить;
  2. удесятерить — основа удесятери-;
  3. десять → десятеро → удесятерить;
  4. десятеро — основа десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный способ образования.

Видео «Словообразовательный разбор слова (5 класс)»

Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.3. Проголосовало: 111
  1. Алексей says:

    Статья получилась хорошая и информативная. Спасибо

  2. дима says:

    я впр написал на4

  3. Кирилл says:

    Мне помогло!

  4. Enter your name says:

    Два символа минимум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *