Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
Отметим, что приставочным способом образуются слова, принадлежащие к той же части речи, что и производящее слово.
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный | текст → подтекст |
2. Суффиксальный | белый → белизна |
3. Приставочно-суффиксальный | люди → безлюдный |
4. Бессуффиксальный | отдыхать → отдых |
5. Постфиксальный | какой → какой-нибудь |
6. Сложение: | пожар, опасный → пожароопасный |
7. Слияние целых слов | густо, населенный → густонаселенный |
8. Переход из одной части речи в другую | загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди; |
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая платформа (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
боже мой зачем так много
Чтоб знала больше
Почему в сми пишут коронАвирус, когда нужно написать коронОвирус?
В слове «коронавирус» нет соединительной гласной «о». Это написание слова «коронавирус» буквой «а» соответствует медицинскому латинскому термину, называющему семейство вирусов coronaviridae.
Тут нету слова которого я просила
Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что слово Белоруссия сформировалось в русском языке морфологическим способом словообразования путём сложения двух основ (Белая + Русь) при помощи интерфикса? И верно ли замечание, что с точки зрения норм русского языка (политику я сейчас в расчёт не беру, меня интересуют именно нормы родной речи и только они) слово Беларусь является неверным, ибо интерфикс «а» в русском языке отсутствует? Спасибо.
Слово «Белоруссия» образовано сложением основ слов «Белая Русь» с помощью соединительной гласной «о» и суффикса -ий-:
Бел-о-русс-и[й-a].
Название государства Беларусь принято вне его отношения к русскому языку.
Кстати, в русском языке существует интерфикс «а» в некоторых словах:
сорокаведёрный
сорокалетний
сорокаминутный
и пр.
Спасибо за ответ.
Но не могу согласиться с вами по поводу числительных «сорокаведёрный», «сорокалетний» и «сорокаминутный». Дело в том, что в них вообще нет никакого интерфикса, ибо количественные числительные, образующие первые элементы сложных слов, употребляются в форме родительного падежа без соединительной гласной (исключение составляют только числительные «один», «девяносто», «сто» и «тысяча», которые образуют сложные слова при помощи интерфиксов «о» и «е»). Конкретно числительное «сорок» в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной («сорокаведёрный», «сорокалетний») и с соединительной гласной («сорокоуст», «сороконожка») – не в прямом значении счета.
Что касается вашей фразы «название государства Беларусь принято вне его отношения к русскому языку», то это белорусское название было нам навязано политическим решением, всё-таки (причём, белорусской стороной). А меня интересовали именно нормы родной речи, а не политика. В комментариях по вашей ссылке я об этом более подробно написал.
Но за ответ всё равно спасибо. 🙂
С уважением, Вася.
сорокаведёрный
сорокалетний
сорокаминутный
НЕ числительные!
Очень интересная информация и тесты!
А каким способом образованы слова приближение и раскинули? Приставочным?
Существительное «приближение» образовано от однокоренного глагола суффиксальным способом:
приблизить — приближение (суффикс -ений-).
Глагольная форма прошедшего времени «раскинула» образована с помощью формообразующего суффикса -л- от инфинитива «раскинуть», который в свою очередь образован приставочным способом от однокоренного глагола:
кинуть — раскинуть.
Здравствуйте. Можно объяснить почему «заварочный» произошло от слова «заварка», а, скажем, не от слова «заварить» и каким образом. Спасибо большое.
Выясним, почему слово «заварочный» образуется от слова «заварка», а не от глагола «заварить». Порассуждаем так.
Слово «заварочный» является именем прилагательным. Во-первых, в русском языке очень редко непосредственно от глаголов образуются имена прилагательные, разве что небольшое количество прилагательных с помощью суффикса -н:
залить — заливной;
обрезать — обрезной.
В основном имена прилагательные — это производные слова от однокоренных имен существительных:
дом — домовой;
дорога — дорожный;
город — городской.
В составе слова «заварочный» укажем два суффикса:
за-вар-оч-н-ый — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание.
Как правило, суффиксы нанизываются на производящую основу постепенно, по порядку.
Что касается исследуемого слова, то тут важно не пропустить все стадии словообразования:
заварить — завар-к-а — завароч-н-ый.
От глагола с помощью суффикса -к- сначала образуется отглагольное существительное «заварка», обозначающее процесс или его результат, а затем имя прилагательное, выражающее признак предмета:
заварочный чайник.
Спасибо.
Здравствуйте. У меня к Вам снова вопрос. Видимо, что-то я не совсем понимаю. Понятно, что от слова»припевать» убрали суффиксы ть, а получили припев. От слова»отдыхать» убрали суффиксы ть, а получили отдых. От слова «переходить» убрали суффиксы ть, и получили «переход». Но какой суффикс мы убрали от слова»зелёный», чтобы получить «зелень»?Его там просто нет. И смотришь в интернете морфемный разбор слов «золотой»,» восьмой», в этих словах только корень и окончание. Почему так? Большое спасибо.
При образовании отглагольных существительных «припев», «отдых», «переход» действительно от основ производящих глаголов отсекаются суффиксы.
Но так происходит не всегда.
Слова «зеленый» — это прилагательное.
В составе непроизводного слова «зеленый» нет суффикса:
зелен-ый — корень/окончание.
Чтобы образовать от него однокоренное существительное «зелень», используем нулевой суффикс. В результате морфемный состав производного слова является таким:
зелень/О/О — корень/нулевой суффикс/нулевое окончание.
Прилагательное «золотой», наоборот, восходит к существительному «золото», в составе которого также нет суффикса. А в образовании производного прилагательного снова участвует нулевой суффикс, так как не может возникнуть новое слово без словообразовательной морфемы.
Аналогично от числительного «восемь» образуем порядковое числительное «восьмой» бессуффиксальным способом.
Посмотрите вот этот сайт:
https://1596.slovaronline.com/85762-восьмой
А в интернете полно ошибок, которые допускают некомпетентные авторы. Или, возможно, не считают нужным указать нулевой суффикс, который материально не обозначен звуками или буквами.
На нашем сайте в конце каждой статьи есть опция «задать вопрос». Предлагаем воспользоваться ею. Возможно, кому-то будет полезно узнать ответы на ваши интересные вопросы.