Способы словообразования в русском языке

Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.

В русском языке выделяются следующие способы словообразования:

  1. морфологический;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.

Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:

писать → выписать
видподвид
забавный → презабавный

2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:

находить → находка
цвет (цветок) → цветник
улыбаться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:

локотьподлокотник
беседа → собеседник
свежий → освежить
море → заморский
мохзамшеть

4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:

взводить → взвод   
припевать → припев   
свинья → свин   ой
золото → золот   ой
восемь → восьм   ой

5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:

кто → кто-то
что → что-нибудь
где → где-либо
когда → когда-то
бросать → бросаться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:

слушать →вслушаться
нюхать →принюхаться
думать →вдуматься
тосковать →истосковаться
ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.

толпа → толпиться
скупой → скупиться
переговорить → переговариваться

8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса:

север  , восток   → северо-восток
сухие фрукты  → сухофрукты
свод   неба → небосвод
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище

2) сложение усеченной основы и слова:

ветеринарный врач→ ветврач
туристический поход→ турпоход
медицинский пункт→ медпункт

3) сложение усеченных основ слов:

заместитель председателя → зампред
мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком

4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:

длинная шерсть + -н- → длинношерстный
хлеб, резать + -к- → хлеборезка
сам, варить +    → самовар
черные брови +    → чернобровый
каша, варить +    → кашевар

Таблица с примерами

Способы образования словПримеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков


пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:

  • вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшедший → сумасшедший.

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот  час → то́тчас

В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:

  • высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
  • мало, изученный → малоизученный район;
  • слабо, видящий → слабовидящий человек;
  • низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
  • глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
  • выше указанный → вышеуказанный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.

Понаблюдаем:

  • мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
  • животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
  • набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
  • приёмная комната → приёмная директора;
  • рабочий человек →  квалифицированный рабочий.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:

  • любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
  • темной ночью — спать (когда?) ночью.
  • морозной зимой — родился (когда?) зимой.

Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:

мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:

  • титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
  • титан — большой металлический бак для кипячения воды;
  • титан — твердый металл.

Видео «Словообразование. Способы словообразования»

Тест

Вопрос 1 из 12
Какое слово образовано приставочным способом?
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.6. Проголосовало: 84
  1. ангелина says:

    боже мой зачем так много

  2. Саламбек Улубаев says:

    Почему в сми пишут коронАвирус, когда нужно написать коронОвирус?

  3. Милана says:

    Тут нету слова которого я просила

  4. Vasya says:

    Скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что слово Белоруссия сформировалось в русском языке морфологическим способом словообразования путём сложения двух основ (Белая + Русь) при помощи интер­фик­са? И верно ли замечание, что с точки зрения норм русского языка (политику я сейчас в расчёт не беру, меня интересуют именно нормы родной речи и только они) слово Беларусь является неверным, ибо интер­фик­с «а» в русском языке отсутствует? Спасибо.

    • Слово «Белоруссия» образовано сложением основ слов «Белая Русь» с помощью соединительной гласной «о» и суффикса -ий-:
      Бел-о-русс-и[й-a].

      Название государства Беларусь принято вне его отношения к русскому языку. 

      Кстати, в русском языке существует интерфикс «а» в некоторых словах:

        сорокаведёрный
        сорокалетний
        сорокаминутный

        и пр. 

      • Vasya says:

        Спасибо за ответ.
        Но не могу согласиться с вами по поводу числительных «сорокаведёрный», «сорокалетний» и «сорокаминутный». Дело в том, что в них вообще нет никакого интерфикса, ибо количественные числительные, образующие первые элементы сложных слов, употребляются в форме родительного падежа без соединительной гласной (исключение составляют только числительные «один», «девяносто», «сто» и «тысяча», которые образуют сложные слова при помощи интерфиксов «о» и «е»). Конкретно числительное «сорок» в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной («сорокаведёрный», «сорокалетний») и с соединительной гласной («сорокоуст», «сороконожка») – не в прямом значении счета.
        Что касается вашей фразы «название государства Беларусь принято вне его отношения к русскому языку», то это белорусское название было нам навязано политическим решением, всё-таки (причём, белорусской стороной). А меня интересовали именно нормы родной речи, а не политика. В комментариях по вашей ссылке я об этом более подробно написал.
        Но за ответ всё равно спасибо. 🙂
        С уважением, Вася.

        • Л.В. says:

          сорокаведёрный
          сорокалетний
          сорокаминутный
          НЕ числительные!

  5. Джамиля says:

    Очень интересная информация и тесты!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *