Безударные гласные в корне слова

Безударные глас­ные в корне сло­ва — это неуда­ря­е­мые глас­ные, напи­са­ние кото­рых про­ве­ря­ет­ся под­бо­ром род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы.

Чтобы понять, что такое без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва, нач­нем с того, что сло­ва рус­ско­го язы­ка про­из­но­сят­ся с выде­ле­ни­ем голо­сом глас­но­го зву­ка одно­го из его сло­гов.

Понаблюдаем:

  • кра-со-та́
  • о-кно́
  • бле-сти́т
Выделение глас­но­го зву­ка в сло­ге силой голо­са, повы­ше­ни­ем его тона и дол­го­той зву­ча­ния — это уда­ре­ние в сло­ве.

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние явля­ет­ся одной из фоне­ти­че­ских при­мет слов. Иногда толь­ко уда­ре­ние раз­ли­ча­ет лек­се­мы:

  • и́рис и ири́с;
  • за́пах и запа́х.

Что такое безударные гласные корня?

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние может нахо­дить­ся на глас­ных зву­ках раз­ных частей сло­ва:

  • в при­став­ке

вы́пустить, на́пуск, ро́зыгрыш;

  • в корне

посо́л, ле́пка, со́лнечный;

  • в суф­фик­се

убега́ть, отрази́ть, горячо́

  • в окон­ча­нии

мольба́, дож­дево́й, вет­ряно́й.

Когда в сло­ве голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный звук любой дру­гой мор­фе­мы, кро­ме кор­не­вой, тогда глас­ный кор­ня ока­зы­ва­ет­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции, из-за чего слы­шит­ся неяс­но. Такой глас­ный кор­ня назы­ва­ет­ся без­удар­ным.

Безударные гласные в корне слова

Безударные глас­ные кор­ня — это глас­ные зву­ки, кото­рые не выде­ля­ют­ся голо­сом и тре­бу­ют про­вер­ки для пра­виль­но­го напи­са­ния.

Русская орфо­гра­фия осно­вы­ва­ет­ся на мор­фо­ло­ги­че­ском прин­ци­пе пись­ма. Суть его состо­ит в том, что неза­ви­си­мо от зву­ча­ния в сло­ве сохра­ня­ет­ся еди­ное напи­са­ние мор­фем, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных. Если исхо­дить из это­го прин­ци­па, то без­удар­ные глас­ные кор­ня пишут­ся все­гда оди­на­ко­во, то есть так же, когда они нахо­дят­ся под уда­ре­ни­ем и, соот­вет­ствен­но, слы­шат­ся чет­ко и ясно.

А как узнать, какую бук­ву в корне сло­ва сле­ду­ет напи­сать в без­удар­ном поло­же­нии?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные глас­ные в корне, сле­ду­ет подыс­кать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром сомни­тель­ный глас­ный ока­жет­ся в силь­ной фоне­ти­че­ской пози­ции — под уда­ре­ни­ем.

Понаблюдаем:

  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • посоли́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один - мно­го
волна - во́лны
1. Большой - малень­кий
ковёр - ко́врик
2. Много - один
паруса - па́рус
2. Маленький - боль­шой
площад­ка - пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря - в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал - пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима - зи́муш­ка
4. Какой? - Что?
зелёный - зе́лень
5. Что делал? - Что?
плясал - пля́ска

Безударные глас­ные кор­ня мож­но про­ве­рить дву­мя спо­со­ба­ми:

1. подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва

  • подари́ть — дар, пода́рок;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • зелёный — зе́лень;

2. изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва

  • писа́ть — пи́шет;
  • большо́й — бо́льше;
  • страна́ — стра́ны.

Правило написания безударных гласных

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать одно­ко­рен­ное сло­во.

Примеры

  • сиде́ть — си́дя;
  • посвяти́ть — свя́тость;
  • посвети́ть — свет;
  • скрипе́ть — скрип;
  • весе́нний — вёс­ны;
  • полоска́ть рот — поло́щет;
  • поласка́ть ребен­ка — ла́ска;
  • сторожи́ть — сто́рож, сторо́жка;
  • умоля́ть — мо́лит;
  • умали́ть зна­че­ние, роль — ма́лый;
  • о́зимь — зи́мний;
  • о́земь — о зе́млю.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют без­удар­ные глас­ные в корне слов, про­ве­ря­е­мые и не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

В неко­то­рых сло­вах без­дар­ные глас­ные в корне невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем,  даже если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му или подо­брать к ним одно­ко­рен­ные сло­ва.

Понаблюдаем:

  • воображе́ние — дам волю воображе́нию, маль­чик с раз­ви­тым воображе́нием, пого­во­рим о воображе́нии;
  • воображе́ние — вообрази́ть, вообража́ть, вообража́емый, вообража́ла.

Сделаем вывод, что в сло­ве «вооб­ра­же­ние» и род­ствен­ных лек­се­мах име­ет­ся орфо­грам­ма «непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва».

Это так назы­ва­е­мые бес­про­ве­роч­ные напи­са­ния. Среди таких слов име­ют­ся искон­но рус­ские сло­ва, но в боль­шин­стве сво­ем эти сло­ва при­шли из дру­гих язы­ков. Их орфо­гра­фия зафик­си­ро­ва­на в сло­ва­рях.

Слова с непро­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне явля­ют­ся сло­вар­ны­ми.

Правописание наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных слов сле­ду­ет про­сто запом­нить или в слу­чае затруд­не­ния обра­тить­ся к орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

Примеры

  • або­ри­ген, аро­мат;
  • баг­ро­вый, бор­до­вый, бор­дюр;
  • ватруш­ка, вине­грет, вести­бюль, вир­ту­оз;
  • гори­зонт, гар­мо­ния, гастро­ли;
  • деле­га­ция, диа­па­зон, дис­ци­пли­на;
  • ини­ци­а­ти­ва, ини­ци­а­лы;
  • ковар­ный, ката­стро­фа, кок­тейль, ком­по­нент, кон­фор­ка, кобу­ра;
  • ладонь, лазур­ный;
  • мат­рос, моло­ко, медаль;
  • нава­жде­ние, него­до­вать;
  • оба­я­ние, обо­ня­ние, оран­же­вый
  • палит­ра, пали­сад­ник, пано­ра­ма, поли­кли­ни­ка, пара­метр, при­ви­ле­гия;
  • ста­кан, ста­ди­он, сто­ляр;
  • табу­рет, тро­туар;
  • фон­тан
  • элик­сир, эти­кет­ка.

Видеоурок

Комментировать
Добавить сайт в избранное
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Читайте также:

  1. Мария says:

    Благодарю за чет­кую и понят­ную ста­тью! Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне — вро­де бы одно из самых про­стых пра­вил рус­ской орфо­гра­фии, но у меня есть ученики,которые наот­рез отка­зы­ва­ют­ся при­ме­нять его и пишут с ошиб­ка­ми, не про­ве­ряя сло­во. Наверное, это про­сто не выра­бо­та­на при­выч­ка с пер­во­го клас­са. Нет авто­ма­тиз­ма. Как же его выра­бо­тать, когда вре­мя уже упу­ще­но и на поро­ге — ОГЭ?

    • Многие уче­ни­ки дела­ют баналь­ные ошиб­ки в сло­вах с без­удар­ны­ми глас­ны­ми и в кон­троль­ных дик­тан­тах, и в тре­ни­ро­воч­ных тестах. Не выра­бо­та­на орфо­гра­фи­че­ская зор­кость — спо­соб­ность заду­мать­ся, какая бук­ва пишет­ся «о» или «а», «е» или «и».
      Немалую роль игра­ет нена­чи­тан­ность совре­мен­ной моло­де­жи.
      Читают мало, отче­го не запо­ми­на­ют напи­са­ние сло­вар­ных слов с без­удар­ны­ми глас­ны­ми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Change privacy settings