Представляем вашему вниманию веселые запоминалки – стихи, которые обыгрывают самые распространенные ошибки в области грамматики, орфографии и орфоэпии. Такие забавные рифмовки помогают ребенку легко запомнить правила и обойти «подводные камни» в речи – как устной, так и письменной.
1. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно
НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда.
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда!(Е. Интякова)
2. Частицы НЕ и НИ
О, как похожи НЕ и НИ!
Но все же разные они.
Как ни хитри, как ни мудри,
Не надо путать НЕ и НИ!
3. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах
В зимний вечер звёздный, тихий
Снег что делаеТ? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.(Е. Интякова)
4. Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И
Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждет, когда кто позвонИт.(И. Агеева)
5. Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду
Надя девочка НАДЕЛА
На себя три платья смело,
Плащ надела и пальто –
Не замерзнет так никто!Стала куклу ОДЕВАТЬ,
На прогулку собирать.
«Жарко стало — мамочки!
Снять мне что ли варежки?»(Е. Интякова)
6. Прийти – приду
– Я не смогу к тебе придти
И в школу не прийду.
– Но что случилось? Расскажи!
– Прийти могу. Приду.(Е. Интякова)
7. Глагол «ехать» в повелительном наклонении
На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь,
И не ездий никогда –
ПОЕЗЖАЙ! Запомнил?
– Да!
8. Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками
Еду ни лОжить, ни ложИть,
Да и накласть нельзя.
А можно класть и положить –
Запомните, друзья!(Е. Интякова)
9. Победю или побежу? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму (одержать победу, стать победителем).
«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу!
Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!»
«Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей.
Правила ты должен знать, чтоб победу одержать!»(Е. Интякова)
10. Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также
Что бы мне такое прочитать,
Чтобы сразу самым умным стать!То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу,
Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу!Так же на базар пойду,
Как ходил в прошлом году,
Там куплю себе корову,
А также лошадь и козу.(Е. Интякова)
11. Слова-половинки (полкомнаты, полмира, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.(И. Асеева)
12. Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»
«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее.
Носки короткие – слово длинное: носков (6 букв)
Чулки длинные – слово короткое: чулок (5 букв)
А про «туфли» и «сапоги» предлагаем вам запомнить смешное четверостишие:
Одна пара модных туфель
Стоит, как огромный трюфель.
Зато кожаных сапог
Накупил я, сколько смог!(Е. Интякова)
Заодно можно выучить правописание одинарной буквы Н в слове «кожаный» (то же самое – в других прилагательных с суффиксом АН/ЯН). Исключения легко запомнить, посмотрев на обычное окно: деревяННый, стекляННый, оловяННый.
13. О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О
Шел по лесу медвежонок,
Повстречал его волчонок:
– Там в лесу толпа девчонок
Весь рассыпала бочонок,
Полный ягод, вкусных, спелых.
Забирай малину смело!(Е. Интякова)
14. Торты – Шорты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты.
Лучше жить без тОртов,
Чем гулять без шОртов!
15. Правописание непроизносимых согласных
И ужасно, и опасно
Букву «Т» писать напрасно!
Всем извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!
16. В слова «свёкла» ударение падает на первый слог (пишется с буквой Ё)
В огороде баба Фёкла,
У неё на грядке свёкла.
17. В слове «каталог» ударение всегда падает на последний слог, а в слове «творог» – на первый или на последний
Не говори катАлог,
А только каталОг.
А творог? Можно твОрог,
А можно и творОг.
18. Неопределенные местоимения пишутся через дефис (кое-кто, где-либо, когда-то, куда-нибудь и др.). Частицы «же», «ли», «бы» – без дефиса (все же, получилось ли, кто бы ни и др.)
Кое, либо, то, нибудь –
В них дефис не позабудь.
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно напиши.
19. Во всех падежных формах слова «шарф» ударение падает на А
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы.
20. Запомни правильные формы род.п., мн.ч. названий некоторых овощей и фруктов
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов грядок пять,
Помидоров – не собрать.
21. Запомни правильные формы род.п., мн.ч. названий некоторых народов мира
Уважают человека
У туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян,
У монголов и цыган,
У якутов и тунгусов,
У башкир и белорусов,
У киргизов и грузин,
У бурят и осетин.
22. Запомни правильные формы родительного падежа слов «ботинки», «сапоги», «носки», «чулки»
В детской сказке Колобок
По траве катиться смог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
23. Приставка «милли-» пишется с двойной ЛЛ
В миЛЛиметрах, -граммах, -литрах
Что угодно измеряй,
Но в приставке про двойную
Букву ЛЛ не забывай.(Е. Интякова)
24. После Ж и Ш пишется буква И, после Ч и Щ – буква А
Слова, в которых ЖИ и ШИ,
Ты с буквой «И» всегда пиши.
А если встретишь ЧА и ЩА,
То с ними дружит только «А».(Е. Интякова)
25. Запомни слова-исключения, в которых после согласной Ш пишется Ю
В словах, где есть ЧУ-ЩУ, ЖУ-ШУ,
После согласной – буква «У».
С «Ю» исключений только три:
БрошЮра, парашЮт, жЮри.(Е. Интякова)
26. Запомни слова-исключения, в которых после согласной Ц пишется Ы
ЦЫган на цЫпочки поднялся
И цЫкнул на цЫплёнка: «ЦЫц!»
27. В корне слова «участвовать» (и однокоренных) нет буквы В. Зато она есть в корне слова «чувствовать» (и однокоренных ему слов)
В слове «участвовать» В не встречается,
ЧАВкать не смей никогда.
Но в слове «чувствовать», как полагается,
ЧУВкать ты можешь всегда.(Е. Интякова)
28. Запомни разницу в написании слов «в общем» и «вообще»
«В общем» пишется в два слова,
«Вообще» – всегда в одно.
Только помни, что в последнем
Есть двойная буква ОО.(Е. Интякова)
29. В словосочетании «день (чего?) рождения» слово «рождение» стоит в родительном падеже, поэтому имеет окончание -Я (ни в коем случае не -Е)
В день вашего рождениЯ
Мы в гости к вам придем,
Отпразднуем рождениЕ,
Чай с тортиком попьем.(Е. Интякова)
30. В слове «красивее» ударение падает на корень, а не на окончание
Мне говорят, я красивЕе,
Чем голливудская звезда.
Но я таким словам не верю!
КрасИвее – бесспорно, да.(Е. Интякова)
Надеемся, материал оказался для ваших детей полезным и поспособствовал их успехам в учебе!