Веселые запоминалки по русскому языку

Представляем ваше­му вни­ма­нию весе­лые запо­ми­нал­ки – сти­хи, кото­рые обыг­ры­ва­ют самые рас­про­стра­нен­ные ошиб­ки в обла­сти грам­ма­ти­ки, орфо­гра­фии и орфо­эпии. Такие забав­ные риф­мов­ки помо­га­ют ребен­ку лег­ко запом­нить пра­ви­ла и обой­ти «под­вод­ные кам­ни» в речи – как уст­ной, так и письменной.

1. Частица НЕ с гла­го­ла­ми пишет­ся раздельно

НЕ – гла­го­лу не товарищ,
Врозь они сто­ят всегда.
А напи­ше­те их вместе –
Не пой­мут вас никогда!

(Е. Интякова)

2. Частицы НЕ и НИ

О, как похо­жи НЕ и НИ!
Но все же раз­ные они.
Как ни хит­ри, как ни мудри,
Не надо путать НЕ и НИ!

3. -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах

В зим­ний вечер звёзд­ный, тихий
Снег что делаеТ? КружиТСЯ.
И пора уже до завтра
Всем что делаТЬ? Спать ложиТЬСЯ.

(Е. Интякова)

4. Ударение в лич­ных фор­мах гла­го­ла «позво­нить» пада­ет на звук И

Мой сосед-незнайка стонет,
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждет, когда кто позвонИт.

(И. Агеева)

5. Надеть (что?) одеж­ду; одеть (кого?) Надежду

Надя девоч­ка НАДЕЛА
На себя три пла­тья смело,
Плащ наде­ла и пальто –
Не замерз­нет так никто!

Стала кук­лу ОДЕВАТЬ,
На про­гул­ку собирать.
«Жарко ста­ло — мамочки!
Снять мне что ли варежки?»

(Е. Интякова)

6. Прийти – приду

– Я не смо­гу к тебе придти
И в шко­лу не прийду.
– Но что слу­чи­лось? Расскажи!
– Прийти могу. Приду.

(Е. Интякова)

7. Глагол «ехать» в пове­ли­тель­ном наклонении

На зеле­ный свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь,
И не ездий никогда –
ПОЕЗЖАЙ! Запомнил?
– Да!

8. Глагол «класть» упо­треб­ля­ет­ся без при­ста­вок, а «(по)ложить» – толь­ко с приставками

Еду ни лОжить, ни ложИть,
Да и накласть нельзя.
А мож­но класть и положить –
Запомните, друзья!

(Е. Интякова)

9. Победю или побе­жу? Глагол «побе­дить» в буду­щем вре­ме­ни име­ет толь­ко слож­ную фор­му (одер­жать побе­ду, стать победителем).

«Как на кон­курс я пой­ду, как там всех я побежу!
Победю в нем без уси­лий, если хва­тит терпежу!»
«Ты не хва­стай, гра­мо­тей, а язык освой скорей.
Правила ты дол­жен знать, чтоб побе­ду одержать!»

(Е. Интякова)

10. Раздельное и слит­ное напи­са­ние что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

Что бы мне такое прочитать,
Чтобы сра­зу самым умным стать!

То же самое, что Маша, я в тет­рад­ке напишу,
Тоже зав­тра, как и Маша, я пятер­ку получу!

Так же на базар пойду,
Как ходил в про­шлом году,
Там куп­лю себе корову,
А так­же лошадь и козу.

(Е. Интякова)

11. Слова-половинки (пол­ком­на­ты, пол­ми­ра, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Москвы)

Вот теперь нам ста­ло ясно,
Не забу­дем никогда:
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишет­ся всегда.

Перед «Л» и перед гласной,
Перед бук­вой прописной
Слово ПОЛ – любо­му ясно –
Отделяется чертой.

(И. Асеева)

12. Родительный падеж мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных «нос­ки», «чул­ки», «сапо­ги», «туфли»

«Чулки» и «нос­ки» под­чи­ня­ют­ся про­сто­му пра­ви­лу: чем коро­че, тем длиннее.

Носки корот­кие – сло­во длин­ное: нос­ков (6 букв)
Чулки длин­ные – сло­во корот­кое: чулок (5 букв)

А про «туфли» и «сапо­ги» пред­ла­га­ем вам запом­нить смеш­ное четверостишие:

Одна пара мод­ных туфель
Стоит, как огром­ный трюфель.
Зато кожа­ных сапог
Накупил я, сколь­ко смог!

(Е. Интякова)

Заодно мож­но выучить пра­во­пи­са­ние оди­нар­ной бук­вы Н в сло­ве «кожа­ный» (то же самое – в дру­гих при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом АН/ЯН). Исключения лег­ко запом­нить, посмот­рев на обыч­ное окно: деревяННый, стекляННый, оловяННый.

13. О или Ё? В удар­ных суф­фик­сах имен суще­стви­тель­ных -ОНК-, -ОНОК- (дев­чон­ка, юбчон­ка, гал­чо­нок, мед­ве­жо­нок) пишет­ся бук­ва О

Шел по лесу медвежонок,
Повстречал его волчонок:
– Там в лесу тол­па девчонок
Весь рас­сы­па­ла бочонок,
Полный ягод, вкус­ных, спелых.
Забирай мали­ну смело!

(Е. Интякова)

14. Торты – Шорты: уда­ре­ние во всех фор­мах обо­их слов пада­ет на пер­вый слог

Долго ели тОрты –
Не налез­ли шОрты.
Лучше жить без тОртов,
Чем гулять без шОртов!

15. Правописание непро­из­но­си­мых согласных

И ужас­но, и опасно
Букву «Т» писать напрасно!
Всем извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!

16. В сло­ва «свёк­ла» уда­ре­ние пада­ет на пер­вый слог (пишет­ся с бук­вой Ё)

В ого­ро­де баба Фёкла,
У неё на гряд­ке свёкла.

17. В сло­ве «ката­лог» уда­ре­ние все­гда пада­ет на послед­ний слог, а в сло­ве «тво­рог» – на пер­вый или на последний

Не гово­ри катАлог,
А толь­ко каталОг.
А тво­рог? Можно твОрог,
А мож­но и творОг.

18. Неопределенные место­име­ния пишут­ся через дефис (кое-кто, где-либо, когда-то, куда-нибудь и др.). Частицы «же», «ли», «бы» – без дефи­са (все же, полу­чи­лось ли, кто бы ни и др.)

Кое, либо, то, нибудь –
В них дефис не позабудь.
А части­цы же, ли, бы
Ты раз­дель­но напиши.

19. Во всех падеж­ных фор­мах сло­ва «шарф» уда­ре­ние пада­ет на А

Как у нашей Марфы
Есть в полос­ку шАрфы.

20. Запомни пра­виль­ные фор­мы род.п., мн.ч. назва­ний неко­то­рых ово­щей и фруктов

Шесть гек­та­ров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов гря­док пять,
Помидоров – не собрать.

21. Запомни пра­виль­ные фор­мы род.п., мн.ч. назва­ний неко­то­рых наро­дов мира

Уважают чело­ве­ка
У турк­мен, татар, узбеков,
У таджи­ков и армян,
У мон­го­лов и цыган,
У яку­тов и тунгусов,
У баш­кир и белорусов,
У кир­ги­зов и грузин,
У бурят и осетин.

22. Запомни пра­виль­ные фор­мы роди­тель­но­го паде­жа слов «ботин­ки», «сапо­ги», «нос­ки», «чул­ки»

В дет­ской сказ­ке Колобок
По тра­ве катить­ся смог
Без боти­нок, без сапог,
Без нос­ков и без чулок.

23. Приставка «милли-» пишет­ся с двой­ной ЛЛ

В миЛЛиметрах, -грам­мах, -литрах
Что угод­но измеряй,
Но в при­став­ке про двойную
Букву ЛЛ не забывай.

(Е. Интякова)

24. После Ж и Ш пишет­ся бук­ва И, после Ч и Щ – бук­ва А

Слова, в кото­рых ЖИ и ШИ,
Ты с бук­вой «И» все­гда пиши.
А если встре­тишь ЧА и ЩА,
То с ними дру­жит толь­ко «А».

(Е. Интякова)

25. Запомни слова-исключения, в кото­рых после соглас­ной Ш пишет­ся Ю

В сло­вах, где есть ЧУ-ЩУ, ЖУ-ШУ,
После соглас­ной – бук­ва «У».
С «Ю» исклю­че­ний толь­ко три:
БрошЮра, парашЮт, жЮри.

(Е. Интякова)

26. Запомни слова-исключения, в кото­рых после соглас­ной Ц пишет­ся Ы

ЦЫган на цЫпочки поднялся
И цЫкнул на цЫплёнка: «ЦЫц!»

27. В корне сло­ва «участ­во­вать» (и одно­ко­рен­ных) нет бук­вы В. Зато она есть в корне сло­ва «чув­ство­вать» (и одно­ко­рен­ных ему слов)

В сло­ве «участ­во­вать» В не встречается,
ЧАВкать не смей никогда.
Но в сло­ве «чув­ство­вать», как полагается,
ЧУВкать ты можешь всегда.

(Е. Интякова)

28. Запомни раз­ни­цу в напи­са­нии слов «в общем» и «вооб­ще»

«В общем» пишет­ся в два слова,
«Вообще» – все­гда в одно.
Только помни, что в последнем
Есть двой­ная бук­ва ОО.

(Е. Интякова)

29. В сло­во­со­че­та­нии «день (чего?) рож­де­ния» сло­во «рож­де­ние» сто­ит в роди­тель­ном паде­же, поэто­му име­ет окон­ча­ние -Я (ни в коем слу­чае не -Е)

В день ваше­го рождениЯ
Мы в гости к вам придем,
Отпразднуем рождениЕ,
Чай с тор­ти­ком попьем.

(Е. Интякова)

30. В сло­ве «кра­си­вее» уда­ре­ние пада­ет на корень, а не на окончание

Мне гово­рят, я красивЕе,
Чем гол­ли­вуд­ская звезда.
Но я таким сло­вам не верю!
КрасИвее – бес­спор­но, да.

(Е. Интякова)

Надеемся, мате­ри­ал ока­зал­ся для ваших детей полез­ным и поспо­соб­ство­вал их успе­хам в учебе!

Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 5. Проголосовало: 5
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector