Орфоэпические нормы русского языка

Орфоэпические нормы русского языка – это правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных), определённых звукосочетаний, некоторых слов и их форм.  Орфоэпические нормы базируются на использовании фонетических законов русского языка.
Узнаем, что такое орфоэпические нормы русского языка, с какой целью их следует соблюдать в устной речи.

Произносительные нормы русского языка изучает специальный раздел языкознания, который называется орфоэпией. Лингвистический термин «орфоэпия» восходит к греческим словам orthos, что значит «правильный», и epos — «речь».  Орфоэпия изучает нормы правильного произношения слов в речи.

Литературное произношение отражает бережное отношение к слову и является важным показателем речевой культуры, связанной с доступностью и ясностью звучащей речи.

Ученые выделяют высокий, нейтральный и разговорный стили произношения.

В речевой практике основная роль принадлежит нейтральному стилю речи, который в наиболее доступной форме доносит до слушателей смысл и содержание любого высказывания.

Соблюдение единообразия в произношении звуков и слов очень важно в речи, так как облегчает и ускоряет процесс общения между говорящими. Как ни прискорбно, но сейчас мы часть слышим слово «щас» вместо «сейчас», «ничё» вместо «ничего», «тыща» вместо «тысяча» и пр., что значительно снижает качество и культуру речи, вызывает негативные реакции слушателей.

В настоящее время, когда устная речь стала средством самого широкого общения, очень велика роль правильного произношения. С этой точки зрения рассмотрим основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка в постановке ударения и произношения

Орфоэпические нормы произношения звуков

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка требуют правильного произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков в словах.

Орфоэпические нормы

Произношение гласных звуков

В русском языке гласные звуки произносят ясно и чётко только в ударной фонетической позиции в слове. Во всех безударных положениях с ними происходят качественные и количественные фонетические изменения, которые называются редукцией.

Рассмотрим некоторые особенности произношения гласных звуков.

1. Гласные звуки [а] и [о], находящиеся в первом предударном слоге, не различаются. Это значит, что вместо звука [о] звучит [а]:

  • гото́вый [г а т о в ы й’];
  • поле́но [п а л’ е н ъ].

В остальных безударных слогах гласные [а] и [о] произносятся менее отчетливо, чем под ударением:

  • сла́дости [с л а д ъ с’ т’ и];
  • показа́ть [п ъ к а з а т’].

В начале слова буквы «а» и «о»  произносятся как звук [а]:

  • операция — [а]перация;
  • обозначить — [а]бозначить;
  • открытие — [а]ткрытие.

2. В первом предударном слоге гласная «а» после шипящих и «ц» произносится как несколько ослабленный звук [а]:

  • [ша]ла́ш;
  • [жа]рко́е;
  • [ша]лу́н;
  • [ца]ри́ца.

В других безударных слогах после шипящих и «ц» произносится редуцированный звук [ъ]:

  • шалопа́й [ш ъ л а п а й’];
  • сту́жа [с т у ж ъ];
  • сини́ца [с’ и н’ и ц ъ].

В первом предударном слоге после мягких согласных [ч’] и [щ’] вместо [а] произносится звук, средний между [и] и [э]:

  • щаве́ль [щ’ иэ в’ э л’];
  • части́ца [ч’ иэ с т’ и ц ъ].

В остальных безударных слогах вместо [а] звучит краткий звук, напоминающий [и]:

  • часово́й [ч’ и с а в о й’]

3. Буквы «е» и «я» после мягких согласных в первом предударном слоге произносим как нечто среднее между [и] и [э]:

  • беле́ть [б’ иэ л’ э т’];
  • обтянуть [а б т’ иэ н у т’].

4.  Согласно орфоэпической норме русского языка в первом предударном слоге после [ж], [ш] и [ц] гласная «е» произносится как средний звук между [ы] и [э]:

  • желто́к [ж ыэ л т о к];
  • шепта́ть [ш ыэ п т а т’];
  • цена́ [ц ыэ н а].

В остальных безударных слогах после твердых согласных [ж], [ш] и [ц] произносится звук [ъ]:

  • жесткова́тый [ж ъ с т к а в а т ы й’];
  • шевели́ть [ш ъ в’ и л’ и т’];
  • целова́ть [ц ъ л а в а т’].

5. В живой речи нередко возникает сомнение в произношении слов:

  • оседлый или осёдлый;
  • стежка или стёжка;
  • никчемный или никчёмный.

Такие затруднения возникают как следствие перехода звука [э] в [о] под ударением после мягких согласных. Согласно орфоэпической норме в современном русском литературном языке с ударным звуком [о] произносятся слова:

жёлоб, жёрдочка, белёсый, никчёмный, одноимённый, полёживать, расплёскивать, старьёвщик, гладкошёрстный, осётр, подоплёка, хвалёный, стёжка, новорождённый и пр.

Под ударением правильно произносим звук [э] в словах:

афера, аферист, гололедица, дверка, опека, оседлый, современный, одновременный, гренадер, истекший, недоуменный, можжевельник, шлем и пр.

У ряда слов русского языка существуют нормативные варианты произношения:

  • желчь и жёлчь;
  • хо́леный и холёный;
  • береста́ и берёста
  • маневр и манёвр.

Произношение согласных и их сочетаний

1. При произношении согласных обратим внимание, что в устной речи происходит обязательное оглушение звонких согласных, находящихся в конце слова. В такой фонетической позиции звонкие согласные переходят в парные им глухие звуки.

Правильно произносим слова:

  • берег [к];
  • город [т];
  • мороз [с];
  • плов [ф].

При сочетании звонкого и глухого согласного происходит уподобление звуков. Звонкий согласный переходит в парный глухой:

  • книжка — кни[ш]ка;
  • ковка — ко[ф]ка;
  • нарезка — наре[с]ка;
  • второй [ф т о р о й’].

Если в слове глухой согласный находится перед звонким, то происходит его озвончение:

  • сделать — [з]делать;
  • сбор [з б о р ];
  • отбирать [а д б’ и р а т’].

2. Сочетания согласных «сш» и «зж» произносим как долгий согласный звук [ш:] в словах:

  • расшуметься — ра[ш:]уметься;
  • низший — ни[ш:]ий.

Как долгий твердый согласный звук [ж:] произносятся сочетания согласных «сж» и «зж» в словах:

  • разжалобить — ра[ж:]алобить;
  • сжечь — [ж:]ечь.

В соответствии с нормами русского литературного языка сочетание согласных «сч» произнесем как долгий мягкий звук [ш’:]:

  • счастливый — [ш’:]астливый;
  • счесать — [ш’:] чесать;
  • считалка — [ш’:]италка.

3. Согласные звуки [т], [д], [в] являются непроизносимыми в сочетаниях букв «стн», «здн», «стл», «вст»:

  • ненастный — ненa[сн]ый;
  • праздник — пра[зн’]ик;
  • совестливый — сове[сл’]ивый;
  • здравствовать — здра[ст]вовать;
  • чувственный — чу[ст]венный.

4. Согласно орфоэпической норме вместо орфографического написания букв «чн» в ряде слов русского языка звучит сочетание согласных [шн]:

  • ску[шн]о;
  • наро[шн]о;
  • коне[шн]о;
  • яи[шн]ица;
  • праче[шн]ая;
  • пустя[шн]ый;
  •  скворе[шн]ик.

При произношении женских отчеств с конечным буквосочетанием -ична звук [ч’] заменяется на [ш]: Никити[шн]а, Ильини[шн]а, Фомини[шн]а.

Ряд слов имеют вариативное произношение:

  • було[чн]ый и було[шн]ый;
  • двухкопее[чн]ый и двухкопее[шн]ый;
  • порядо[чн]ый и порядо[шн]ый;
  • лаво[чн]ик и лаво[шн]ик и пр.

Сочетание согласных звуков [чн] сохраняется в большинстве слов, принадлежащих к книжной лексике:

  • скрипичный;
  • алчный;
  • маркировочный;
  • цветочный;
  • сточный.

5. На стыке корня и суффикса относительных прилагательных сочетания согласных «дс» и «тс» произносятся как твердый звук [ц]:

  • флотский — фло[ц]кий;
  • солдатский — солда[ц]кий;
  • городской — горо[ц]кой;
  • заводской — заво[ц]кой.

У возвратных глаголов 3 лица и в неопределенной форме сочетания согласных -тся и -ться следует произносить c долгим звуком [ц:]:

  • она волнуется — волнуе[ц:а];
  • нужно бороться — боро[ц:а].

Произношение заимствованных слов

В русской речи заимствованные слова имеют некоторые особенности в произношении. Рассмотрим их и приведем примеры.

В словах иноязычного происхождения безударные гласные [а] и [о] произносятся  так же, как и в исконно русских словах:

  • арома́т [а р а м а т];
  • бордю́р [б а р д’ у р];
  • фолиа́нт [ф ъ л’ и а н т].

Безударный гласный [о] звучит лишь в некоторых заимствованных словах:

  • колле́га;
  • оте́ль;
  • боа́;
  • поэ́т;
  • кака́о;
  • ра́дио;
  • оа́зис.

Отметим также такую фонетическую особенность, как произношение твердого согласного перед буквой «е» в иноязычных словах:

ателье, атеист, антенна, адекватный, анестезия, астения, бандероль, брудершафт, декольте, дельта, декор, денди, модель, детектив, интерьер, орхидея, тоннель, партер, рандеву, сарделька, тире, фрикаделька, цитадель, шедевр и пр.

В аналогичной ситуации перед «е» укажем звучание мягкого согласного в словах:

академия,  бенефис, берет, декада, демократия, демон, дефис, депеша, демонстрация, идеология, одеколон, музей, спортсмен, комбинезон, эпидемия, термин, рейс, шинель и пр.

Ряд заимствованных слов имеют нормативные варианты произношения как с твердым, так и с мягким согласным:

артерия, депрессия, дегустация, дедуктивный, дезинфекция, интервал, претензия, интеграл, кратер, лотерея и пр.

Ударение в словах

Ударение является важной фонетической приметой каждого слова. Правильная постановка ударения в слове является показателем культуры говорящего. Большинство слов русского языка имеют неподвижное ударение (чита́ть, чита́ешь, чита́ла и пр.). Но все же допускаются ошибки в постановке ударения в словах:

  • звони́ть — звони́т, звони́шь;
  • избалова́ть — избалу́ю, избалу́ешь;
  • бало́ванный;
  • торт — то́рты;
  • лифт — ли́фты;
  • аге́нт;
  • парте́р;
  • цеме́нт и пр.

Отметим, что в русском языке в грамматических формах некоторых слов ударение подвижное. Согласно орфоэпической норме в кратких формах прилагательных женского рода ударение переходит на гласный окончания:

  • у́зкий — у́зок, узка́;
  • ги́бкий — ги́бок, гибка́;
  • ти́хий — тих, тиха́.

У глаголов в форме прошедшего времени женского рода ударение перемещается на гласный окончания. Сравним:

  • ждать — ждала́;
  • поня́ть — поняла́;
  • разли́ть — разлила́;
  • приня́ть — приняла́;
  • прода́ть — продала́.

В русском языке у ряда слов отметим вариативное ударение:

  • тво́рог и творо́г;
  • ба́ржа и баржа́;
  • пе́тля и петля́;
  • при́горшня и приго́ршня.

Видео «Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

Тест

Вопрос 1 из 30
В каком слове ударение падает на первый слог?
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.2. Проголосовало: 5
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *