Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.
Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.
Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.
По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.
Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.
Синтаксические нормы построения словосочетаний
Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.
Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».
Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.
Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:
- заведующий (чем?) аптекой;
- управляющий (чем?) базой;
- командующий (чем?) армией.
А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:
- директор (чего?) школы;
- руководитель (чего?) центра;
- командир (чего?) батальона.
А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:
Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.
В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.
Правильно:
Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.
В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:
- оплатить что-либо (оплатить проезд);
- заплатить за что-либо (заплатить за проезд).
Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.
Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:
- уплатить (за что?) за ремонт телефона;
- заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
- обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
- плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
- доволен (чем?) отдыхом;
- рад (чему?) предложению.
Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.
Недавно Вера вернулась с Петербурга.
В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:
Недавно Вера вернулась из Петербурга.
Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):
- поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
- приехать в Саратов — уехать из Саратова.
В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:
- побывал на Урале — вернулся с Урала;
- отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
- съездили на Кубу — прилетели с Кубы.
Синтаксические нормы построения предложений
Употребление причастных оборотов
Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:
На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.
В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:
На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.
Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.
Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.
Мы не дождались и вошли.
Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.
Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.
Правильно:
Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.
Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.
Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.
Правильно:
Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.
В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.
Распахнув окно, в комнате стало прохладно.
Правильно:
После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.
Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.
Сравним:
Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.
Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.
Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.
Правильно:
Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.
Употребление однородных членов предложения
Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.
Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.
В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.
Исправим ошибку:
Мастер не только научил Витю навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.
Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.
В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.
Научат разбираться (в чём?) в живописи;
научат понимать (что?) живопись.
Правильно:
В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.
Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.
Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.
Синтаксические ошибки в сложных предложениях
Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.
1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.
Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.
Правильно:
Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.
2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.
Союз «что» лишний в этом высказывании.
3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.
Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.
Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.
Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.
Смешение прямой и косвенной речи
Рассмотрим эту ошибку в предложении:
Нина сказала, что я провожу вас до станции.
В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:
Нина сказала, что она проводит нас до станции.
Нина сказала: «Я провожу вас до станции».