Что такое эпитет? Примеры из художественной литературы

Лингвистическое поня­тие «эпи­тет» при­ве­дет нас к худо­же­ствен­но­му сло­ву, к сти­лю речи, исполь­зу­е­мо­му писа­те­ля­ми и поэта­ми, к народ­но­му твор­че­ству.

Эпитет — это один из раз­но­вид­но­стей тро­пов, худо­же­ствен­ных сред­ств речи. Слово «троп» гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и бук­валь­но зна­чит «пово­рот, обо­рот речи». Можно ска­зать, что троп — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Слово исполь­зу­ет­ся не тра­ди­ци­он­но, а с неожи­дан­ной сто­ро­ны, кото­рую смог заме­тить худож­ник сло­ва. Такое пере­осмыс­ле­ние слов созда­ет худо­же­ствен­ный яркий образ, для чего слу­жат эпи­те­ты.

Эпитет  худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, собы­тия.

Чаще все­го в роли эпи­те­тов высту­па­ют при­ла­га­тель­ные. В народ­ном твор­че­стве за эпи­те­та­ми сохра­ни­лось эмоционально-оценочное зна­че­ние, бла­го­да­ря чему они пре­вра­ти­лись в свое­об­раз­ные, лег­ко узна­ва­е­мые поэ­ти­че­ские штам­пы:

белые ручень­ки, крас­на деви­ца, доб­рый моло­дец, ясный месяц, зорь­ка алая, буй­ная голо­вуш­ка, горь­кая доля, трес­ку­чий мороз, чисто поле, доб­рый конь.

Эпитеты помо­га­ют писа­те­лю  глуб­же выра­зить свои чув­ства и пере­жи­ва­ния, пока­зать свое отно­ше­ние к окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти, напри­мер, чита­ем у Игоря Северянина:

Я вспом­нил свою любо­вь былую, любо­вь души две­на­дца­ти­ве­сен­ней.

Марина Цветаева созда­ет поэ­ти­че­ский образ с помо­щью эпи­те­тов:

Льстивые ивы и тра­вы поклон­ные, воль­но­лю­би­во­го юно­шу — славь­те.

У М. Волошина при­вле­ка­ет взгляд стро­ки:

Я про­бе­гаю жад­ным взгля­дом вестей горю­чих пись­ме­на. 

Непревзойденным масте­ром лири­ки явля­ет­ся Сергей Есенин. В его поэ­зии суще­ству­ет уди­ви­тель­ная гар­мо­ния чув­ства и мыс­ли, свя­зи с род­ной при­ро­дой и зем­лей, кото­рые зву­чат в сти­хах:

Край люби­мый! Сердцу снят­ся

Скирды солн­ца в водах лон­ных.

Я хотел бы зате­рять­ся

В зеле­нях тво­их сто­звон­ных.

Эпитеты помо­га­ют создать поэту вот этот непо­вто­ри­мый поэ­ти­че­ский образ:

Закружилась листва золо­тая

В розо­ва­той воде на пру­ду,

Словно бабо­чек лег­кая стая

С зами­ра­ньем летит на звез­ду.

Прочитаем отры­вок сти­хо­тво­ре­ния Николая Гумилева «Старина» и убе­дим­ся, сколь­ко в нем эпи­те­тов, созда­ю­щих яркий образ, кото­рым хотел поде­лить­ся поэт с чита­те­ля­ми:

Вот парк с пустын­ны­ми опуш­ка­ми,

Где сон­ных трав печаль­на зыбь,

Где позд­но вече­ром с лягуш­ка­ми

Перекликаться любит выпь.

Вот дом, ста­рин­ный и некра­ше­ный,

В нем слов­но пла­ва­ет туман,

В нем залы гул­кие укра­ше­ны

Изображением пей­зан.

Иногда писа­те­ли созда­ют свои автор­ские эпи­те­ты:

мар­ме­лад­ное настро­е­ние (А.П. Чехов), чур­бан­ное рав­но­ду­шие (Д. Писарев), мали­но­вая улыб­ка (И. Анненский).


ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:


Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *