Гипербола — это художественный троп, который состоит в чрезмерном преувеличении каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.
Узнаем, что такое гипербола в художественной литературе. Приведем примеры использования гиперболы в произведениях русских писателей и поэтов. Сначала выясним, что этот термин по своему происхождению является греческим: hyperbole — это буквально значит «преувеличение». Начальная часть гипер- является частью многих слов и переводится как «сверх», «над», «выше нормы», например:
гипертония, гиперактивность, гипертрофия, гиперемия.
Одним из средств усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, увеличения яркости опосредственного отражения изображаемой действительности, образности и выразительности речи являются художественные тропы:
эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха, литота, ирония, перифраза, аллегория и, наконец, гипербола.
В художественной литературе словом «гипербола» называют приём, состоящий в намеренном преувеличении каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:
- реки крови;
- вечно опаздываете;
- горы трупов;
- сто лет не виделись;
- напугать до смерти;
- сто раз говорила;
- миллион извинений;
- море поспевшей пшеницы;
- целую вечность жду;
- весь день простояла;
- хоть залейся;
- дом за тысячу километров;
- постоянно опаздывает.
Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да которая была весу ровно сто пудов»,
Да куда ни махнёт, улица падёт,
А назад отмахнёт — переулицы…
В художественной литературе многие писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью этого образного тропа проявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.
Примеры использования гиперболы в художественной литературе
Понаблюдаем, как этот художественный троп эффективно применяли в своем творчестве русские писатели и поэты.
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров)
Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов)
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)
Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)
Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).
Намеренное преувеличение с целью создания гротеска использует писатель Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»:
Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириной в Черное море, с тысячью складок и со сборами…»
К гиперболе часто прибегал поэт В.В. Маяковский:
Намозолив от пятилетнего сидения тазы, крепкие, как умывальники.
Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог.
а затрясся от радости это что
Аксюморон
Статья хорошая но мне кажется слишком много не нужной информации для ребёнка) Без обид 🙂
Когда в 4-м классе не началась этимология (понимание значения слов) я поняла, что попала в ад)).