Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Аллитерация явля­ет­ся раз­но­вид­но­стью фигу­ры в поэ­ти­че­ской речи.

Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ский при­ём повто­ра соглас­ных зву­ков в худо­же­ствен­ной речи, уси­ли­ва­ю­щий её образ­но­сть и выра­зи­тель­но­сть.

Художник сло­ва, созда­вая свое про­из­ве­де­ние, стре­мит­ся все­ми воз­мож­ны­ми лек­си­че­ски­ми, син­так­си­че­ски­ми и сти­ле­вы­ми сред­ства­ми создать яркую образ­ную кар­ти­ну, воз­дей­ство­вать на ауди­то­рию чита­те­лей и вызвать опре­де­лен­ный отклик. Для это­го исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные фигу­ры худо­же­ствен­ной речи.

О смысле лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­го тер­ми­на «фигу­ра» узна­ем в ста­тье «Что такое эпи­фо­ра?».

Понятие фигу­ры вклю­ча­ет в себя син­так­си­че­ские и сти­ли­сти­че­ские кон­струк­ции, осно­ван­ные на повто­ре­нии отдель­ных зву­ков, слов, сою­зов, несу­щих основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в худо­же­ствен­ном тек­с­те. Такой спо­соб выде­ле­ния слов назы­ва­ет­ся повто­ром.

Повторы могут быть обра­зо­ва­ны повто­ре­ни­ем зву­ков раз­лич­ных кате­го­рий  — соглас­ных и глас­ных или их соче­та­ни­ем. Если худож­ни­ком сло­ва в тек­с­те поэ­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния наме­рен­но исполь­зу­ет­ся повтор соглас­ных зву­ков, тогда речь идет об алли­те­ра­ции

Аллитерация — повтор соглас­но­го или груп­пы соглас­ных с целью уси­ле­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи. 

Аллитерация рож­да­ет осо­бые фоне­ти­че­ские эффек­ты в худо­же­ствен­ном тек­с­те, что уси­ли­ва­ет его образ­но­сть и созда­ёт яркое впе­чат­ле­ние у чита­те­ля от нари­со­ван­ной поэ­ти­че­ской кар­ти­ны.

Например, чита­ем у Сергея Есенина:

Свищет ветер, сереб­ря­ный ветер
В шёлко­вом шеле­сте снеж­но­го шума.

Повтор сви­стя­ще­го соглас­но­го зву­ка [с] в пер­вой стро­ке рож­да­ет ими­та­цию сви­ста зим­не­го холод­но­го вет­ра. Во вто­рой стро­ке сти­ха повто­ря­ет­ся шипя­щий соглас­ный [ш], кото­рый при­зван создать у чита­те­ля яркое впе­чат­ле­ние шеле­ста быст­ро пада­ю­ще­го сне­га или сте­лю­щей­ся позем­ки, густой мете­ли.

Аллитерация

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация под­чер­ки­ва­ет зву­ча­ние отдель­ных слов в твор­че­стве клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина. Поэт наме­рен­но под­би­ра­ет сло­ва с оди­на­ко­вы­ми соглас­ны­ми, этим выде­ляя их и созда­вая осо­бый эффект.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клоко­ча и клубясь…


Подобна лилии кры­ла­той,
Колеблясь, вхо­дит Лалла-Рук…

Прием алли­те­ра­ции часто исполь­зо­вал в сво­ем твор­че­стве В.В. Маяковский, что при­да­ва­ло поэ­ти­че­ско­му тек­сту осо­бен­ное выра­зи­тель­ное зна­че­ние.

Бей, бара­бан!
Барабан, бара­ба­нь!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Читая эти стро­ки, мы как буд­то в самом деле слы­шим бара­бан­ную дро­бь. Этого эффек­та поэт дости­га­ет повто­ре­ни­ем зву­ков «б» и «р», с помо­щью кото­рых он дости­га­ет ими­та­ции бара­бан­но­го боя.

Били копы­та,
Пели буд­то:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.


В сто сорок солнц закат пылал…


Я сра­зу сма­зал кар­ту буд­ня,
плес­нув­ши крас­ку из ста­ка­на;
я пока­зал на блю­де студ­ня
косые скулы оке­а­на.

Откроем томик сти­хов Марины Цветаев и про­чтем:

Город во мгле засы­па­ет,
Серп сереб­ри­стый воз­ник,
Звездами снег осы­па­ет
Твой ворот­ник.


Здесь у каж­до­го мысль дво­я­кая,
Здесь, ездок, торо­пи коня.
Мы прой­дем, кошель­ком не звя­кая
И брас­ле­та­ми не зве­ня.


Ресницы, рес­ни­цы,
скло­нен­ные ниц.
Стыдливостью рес­ниц
Затменные — солн­це в вен­це стрел!

А вот как созда­ет зву­ко­вые эффек­ты с помо­щью алли­те­ра­ции поэт Константин Бальмонт:

–Полночной порой в болот­ной глу­ши
Чуть слыш­но, бес­шум­но шур­шат камы­ши.


Ветер, Взморье. Вздохи вет­ра.
Величавый воз­глас волн.
Буря близ­ко. В берег бьёт­ся
Чуждый чарам чер­ный челн.

Видеоурок

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *