Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.

Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.

О смысле литературоведческого термина «фигура» узнаем в статье «Что такое эпифора?«.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий  — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации

Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Например, читаем у Сергея Есенина:

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Аллитерация

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…


Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…

Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.

Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим барабанную дробь. Этого эффекта поэт достигает повторением звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.


В сто сорок солнц закат пылал…


Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:

Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.


Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня.


Ресницы, ресницы,
склоненные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солнце в венце стрел!

А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:

-Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.


Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн.

Видеоурок


Автор: russkiiyazyk.ru
Дата: 30.10.2016

ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ:


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *