Ассонанс — это прием поэтической речи, который создается повтором отдельных гласных звуков, а также неточная рифма, основанная на совпадении ударных слогов.
Рассмотрим, что такое ассонанс в русской литературе, с какой целью используется в поэтической речи и какими средствами создается. Приведем примеры ассонанса в произведениях русских поэтов.
Что такое ассонанс?
Термин «ассонанс» французского происхождения. Буквально «ассонанс» в переводе с французского языка значит «созвучие». В своем произведении автор подбирает слова с одинаковыми гласными звуками, чтобы достичь определенного эффекта: передачи воя ветра, шума леса, раздолья степи, настроения героя и пр.
Ассонанс, как и аллитерация, является разновидностью повтора на фонетическом уровне языка. Но в отличие от него аллитерация выражается в повторе согласных звуков или их созвучий.
Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель, а также филолог и поэт, считал, что посредством гласных звуков можно выразить разные чувства. По его мнению, звуки «о», «у», «ы» передают боль, печаль, зависть, гнев. С помощью гласных звуков «е», «и», «ю» можно выразить нежность и ласку. Это наблюдение используют поэты в своем творчестве, повторяя определенные звуки в поэтической строке или целой строфе, чтобы усилить яркость и образность художественной речи.
Здесь вам не равнина, здесь климат иной —
Идут лавины, одна за одно́й,
И здесь за камнепадом ревет камнепад…
В. С. Высоцкий
В этом отрывке повторение звуков «а», «и» создают чувство тревожности, передают динамичность движения, создают определенный эмоциональный настрой у читателя.
Ассонанс — это не только повтор гласных звуков, но и неточная рифма. Ассонанс строится на совпадении в рифмуемых словах только слогов, на которые падает ударение, или даже гласных в этих слогах:
- до́ктор — мо́крый;
- краси́вая — неугаси́мая;
- де́вочки — ве́рбочки.
Так возникает неточная рифма:
Ночь капель считает, как лека́рство,
В рюмку-лунку: три…четыре…пять…
Месяц за лесом отыска́лся,
Посветив, нырнул за тучку спать…
Н. М. Грибачёв. Весна в «Победе».
А вот как в 22 года юный поэт А. Фет с помощью ассонанса рисует непогоду в природе:
Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум —
Буря на море и думы,
Много мучительных дум.
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум —
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.
В каждой строке стихотворения звучит повторяющийся гласный «у», с помощью которого автор создает у читателя ощущение нарастающего ветра, шума морского прибоя, разыгравшегося шторма, когда потемневшее небо сливается с сердитым, разгулявшимся морем. Обратим внимание, что в стихотворении нет глаголов, но нарастание шторма ярко ощущается. Скрытая энергия, динамичность сквозит во всем произведении. Под стать непогоде настроение лирического героя мрачно. Думы одолевают его, как яростные волны, которые неотвратимо налетают на скалы и разбиваются тысячами мелких брызг. Для передачи этого настроения поэт использовал музыку стиха, оформив его с помощью литературного приема — ассонанса.
Приведем примеры использования ассонанса в русской поэзии.
Примеры в стихах
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.
Борис Пастернак
Отговорила роща золотая
Берёзовым веселым языком
С. Есенин
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Ф.И. Тютчев
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
Анна Ахматова
Тонкий мыс косою светлой
В море держит путь
Скоро, скоро грянет лето
В поцелуях губ…
Хрусталём рассыплет брызги
Ветер — морячок
Мы с тобой чуть подзабыли
Домофонный код
Май долги не возвращает
Солнце в синеве
Мы не смотрим и не знаем
Цифр в календаре…