Параллелизм в литературе. Примеры

Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.

В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:

Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.

Параллелизм — это…

Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.

В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом».  Этот термин знаком  многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.

Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:

Параллелизм — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях речи, создающих единый поэтический образ. 

Параллелизм в литературе

В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.

Параллелизм тематический

В литературе наиболее распространен параллелизм тематический, в основе которого лежит принцип сопоставления двух явлений, близких по своему содержанию. Например, понаблюдаем, как мастерски его использует поэт М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

В этом художественном произведении автор проводит образную параллель «тучки небесные — странники» и изгнанник, странник-поэт.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:

Совсем скоро сойдет вода, покажется мокрая земля. Засияет солнце. Расцветут цветы. Распустятся молодые листики (Г. Ветрова).

Синтаксический параллелизм

Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:

В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.

М. Цветаева

Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:

В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.

М. Цветаева

Примеры синтаксического параллелизма в литературе

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива

Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.

К. Д. Бальмонт

Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.

М. А. Светлов. В разведке.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

 С. Есенин. Письмо матери.

Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…

А. Блок

Параллелизм в народной песне

Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:

Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…

Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:

Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…

Отрицательный параллелизм

Наряду с прямым параллелизмом в своем творчестве поэты используют параллелизм отрицательный, восприняв этот прием из народной песни. Отрицательный параллелизм строится так, что первый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы «не».

отрицательный параллелизм

Например, читаем у А. С. Пушкина:

Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…

Братья-разбойники.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.

С. Есенин

Тест

Вопрос 1 из 10
Из какого языка пришли в русский язык слова "синтаксис" и "параллелизм"?
Добавить в избранное
Оцените статью:
Средняя оценка: 4.8. Проголосовало: 16
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector